Ораторское искусство

Принципы – это основные положения, которым должен руководствоваться или оратор или социально-просветительный работник в повседневной работе.

Умение владеть ораторским искусством становится неотъемлемой частью для специалистов любого уровня.К числу таких людей относятся работники социально-культурной сферы. Ораторство — сильнейший рычаг культуры.

Публичная речь может рассматриваться как своеобразное произведение искусства, которое воздействует одновременно и на чувства и на сознание. Если речь действует только на способность логического восприятия и оценки явлений, не затрагивая чувственность сферы человека, она не способна производить сильное впечатление. Мастерство публичной речи состоит в умелом использовании обеих форм человеческого мышления: логической и образной.

Отсюда 1 принцип – Принцип безоговорочного воздействия на аудиторию.

Аудитория – кратковременная общность людей объединенных:

  • Наличием мотива посещения учреждения или мероприятия
  • Воздействием одной и той же информацией
  • Занятостью одной и той же деятельностью
  • Наличием непосредственных межличностных контактов
  • Одновременностью присутствия в одном и тем же месте.

2. С аудиторией связан и второй принцип – активного сотворчества в ходе диалога или беседы.

3 принцип – индивидуального подхода к собеседнику (состояние психологической заразительностью)

4 принцип – прямой межличностной связи (обратная связь, ответы на вопросы)

5 принцип – дифференцированного подхода к различным социально-экономическим, социально-психологическим и социально-демографической категориям населения

6 принцип – системный подход к отбору методов, средств и форм информации и просвещения.

Важнейшим условием ораторского искусства является умение пользоваться образами и картинами. Без этого речь всегда бледна и скучна, а главное — неспособна воздействовать на чувства и через них на разум.
Основные правила:

В ораторском искусстве существует несколько важных правил, которые напрямую воздействуют на слушателя.

Во-первых, в речи оратора необходим тезис – положение, или мысль, которую необходимо доказать, или опровергнуть оратору. Оратор должен превосходно владеть своей тематикой, это позволит ему грамотно и уверенно излагать свои мысли. Кроме того, речь должна быть яркой, насыщенной.

Для успешного выступления желательно составить план. Структура плана должна обосновывать каждое новое суждение, уже обоснованном ранее. Оратор должен испытывать чувство уверенности в истинности каждого из суждений.

В общении оратора с аудиторией играет роль не только голос, но и весь его внешний облик. Хорошее общее впечатление от внешности оратора, его манер, позы и жестов крайне необходимо для успеха речи. Но здесь есть и своя отрицательная сторона. Внешние данные могут отвлечь внимание слушателей от содержания речи. Это возможно, если манеры и приемы оратора не будут «помогать» лучшему выражению идей, которыми он делится со слушателями, и, следовательно, не станут служить своему прямому назначению.

Лучшая черта во внешнем облике оратора — корректность. Неотъемлемые качества хороших ораторских манер — непринужденность, воодушевление, уверенность и дружеский тон. В правильной позе сочетаются непринужденность осанки и легкость движений. Жесты — это любые движения, усиливающие впечатление от высказываемых идей. Жестикуляция руками, хотя ее можно классифицировать в соответствии с назначением (выразительная, описательная, указующая, подражательная), на самом деле может оказаться разнообразной до бесконечности.

У ораторского искусстваи информационно-просветительской деятельности культурно-просветительных учреждений общим является и идентичность всех просветительских форм, но различные способы воплощения (информация, лекция, рекламная акция), у соц-культ работников больше изобразительных средств. СКД является одной из 3 дисциплин, лежащих в основе ораторского искусства, наряду с педагогикой и психологией. Педагогика при подготовке ораторского выступления отвечает на вопросы: Зачем? Как? Почему?

  • Психология изучает интерес, запрос, потребность аудитории для расчета уровня психологического интереса.

Различия: у соц-культ работников больше изобразительных средств, чтобы сделать мероприятие ярким, запоминающимся (там, где оператор скажет, соц-культ работник может показать). Частные методики проведения праздника разные. Частные методики СКД шире, больше изобразительных средств.

 

Различия в средствах:

У оратора – интонация, модуляция голоса, невербальные средства (жесты), аудио-видеотехника, наглядные средства (натуральные, объемные, плоскостные, аудиовизуальные.

Выбор методики зависит от опыта, от компетентности, от содержания, от аудитории.

Формула подготовки общая: цель – педагогический процесс – результат.

 

кино, студентам! |


Записей на стене: 0

Чтобы быть в курсе разговора: подпишитесь на RSS-ленту комментариев по этой теме!



наведите сюда, чтобы посмотреть html теги

или, кто в курсе, можете ответить на этот пост через трэкбэк:)