СКД в современной жизни общества: проблемы, тенденции развития.

СКД – это взаимодействие людей в создании (архитектор, художник, писатель, модельер, строитель), освоении (практически все население, в разной степени овладевающее основами К.), сохранении (реставратор, архивариус, библиотекарь, работник музея) и распространении (учитель, соц. педагог, журналист) значимых ценностей культуры, в ходе которого удовлетворяются и возвышаются их духовные интересы, изменяется человек и окружающий его мир.

«Значимые ценности К.» – только социально ценные (общечеловеческие ценности, памятники истории и К., фольклор, худ. промыслы и иные материальные и вербальные формы, сохраняющие мат.-культ. традиции народа; языки, диалекты и говоры).

Термин СКД вошел в научный оборотв 20 веке. Впервые он прозвучал в трудах российских психологов м педагогов (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин – проблемы соц.-культ. и духовного развития Л.). Философское и культурологическое осмысление СКД впервые в 1974г. осуществил М.С. Каган.

Субъектами организации СКД выступают: государство, общество, соц. институты, общественные объединения, отдельные лица.

Объект СКД – чел., личность, индивидуальность или соц. общность.

Предмет организации СКД: процесс формирования культурной среды, реализация механизма хоминизации, социализации, инкультурации и самореализации Л.; использование совр. технологий изучения, удовлетворения и дальнейшего развития дух. интересов и потребностей людей; вовлечение Л. или соц. общности в мир К., в соц.- культурное творчество. Предметом СКД выступает не идеал, а объективные реальности совр. мира и его культурных процессов с присущими им достижениями, противоречиями, недостатками.

Цель СКД: создание условий для саморазвития культ. жизни, поддержка приоритетных направлений и видов взаимодействия людей в процессе создания, сохранения. распростр. ценностей К., имеющих общественную и личностную значимость, способствующих оптимизации различных сфер дух. жизни.

Совокупный опыт СКД, методологическое и теоретическое осмысление этого феномена духовной жизни Об. дают достаточные основания утверждать, что здесь обнаружены закономерности как система объективно существующих, внутренне обусловленных, непреложно проявляющихся устойчивых целевых установок, связей и отношений, складывающихся в условиях взаимодействия людей в процессе С., С., Р ценностей К.

(Субъект-объектное отнош-е – педагогика. Субъект-субъектное отнош-е – превалирует в СКС и определ-т воздейст-е орг-ров СКД на участ-в СКД и предполаг-т учет, а также обратную реакцию участ-в этого процесса на те дейст-я, кот-е осущ-ся в процессе удовлетв-я духов. потреб-й и интересов).

 

Содержание социально – культурной деятельности – это комплекс социально отработанных и синтезированных видов культурной деятельности, в процессе которой:

  • расширяются, углубляются, обновляются и приводятся в систему знания о природе, обществе, мышлении, технике и способах деятельности, способствующих утверждению научного мировоззрения, гражданской, нравственной и эстетической позиции;
  • формируются интеллектуальные и практические навыки в сфере социального, научно – технического и художественного творчества, развиваются творческий потенциал личности;
  • создаются, осваиваются, сохраняются, распространяются и воспроизводятся ценности культуры;
  • усваиваются способы культурно – досугового творчества и негламентированного общения;
  • удовлетворяются и последовательно обогащаются духовно – эстетические интересы и потребности людей.

Социально – культурная деятельность создает систему, в процессе которой формируются нравственные убеждения, нравственные чувства, нравственные поступки, поведение человека.

Каждое направление социально – культурной деятельности (создание ценностей культуры специалистами; освоение ценностей культуры, в процессе которого каждый человек становится субъектом последовательного овладения различных компонентов культуры – от санитарно – гигиенических, коммуникативных, семейно – бытовых до художественных, нравственных, правовых, экономических, политических; распространение ценностей культуры; обогащение содержания культуры, расширение форм ее проявления) строится по своим технологиям, обладает уникальными особенностями, но существуют факторы, пронизывающие все направления:

Природа СКД рассматривается в нескольких аспектах:

- Экономический (характеристика СКД в категориях: хозрасчет, рентабельность, затраты и освоение капиталовложений, эффективность, самоокупаемость, матер. обеспеченность);

- Гуманитарный (современные технологии СКД с понятиями соц.работа, досуг, СКС, соц.назначение, принципы и функции и др.);

-Организационно-управленческий (основы составляет менеджмент в СКС, централизация и децентрализация, демократизация и самоуправление, контроль и отчетность).

СКД обусловлена нац-этническими, религиозными особенностями и традициями. Она свободна от различных видов трудовой деятельности, от мотивированности бизнесом, учебной деятельности. СКД – отличается глубокой личностной направленностью, т.к. несет в себе черты индивидуальности. СКД м. протекать индивидуально и коллективно.

Для современной СКД хар-но:

  • недоразвитость в сфере досуга обществен. структур;
  • кризис соц-нравств. идеалов, культуры;
  • отставание СКС из-за многолетней изоляции страны.

Важность СКД в том, что это не просто организация досуга, а организация в социально-значимых целях: удовлетворение и развитие культурных потребностей и интересов, как отдельной личности, так и социума в целом. Деятельность КДУ в настоящее время организуется на основе документа – «Основы законодательства РФ о культуре» (1992 г). В нем четко определены «культурная деятельность», «культурные ценности», «культурные блага», «творческая деятельность» и т.д., основные сферы деятельности государства в области культуры (охрана памятников, народное творчество, художественные промыслы, художественная литература, кинематография и т.д.), а также основные права граждан в области культурной деятельности (См. «Закон о культуре»).

Особенности СКД: – осуществляется в свободное время; – отличается свободой выбора, добровольностью, активностью и т.д.; – характеризуется многообразием видов; – РФ располагает большим количеством институтов, создающих условия для СКД (музей, библиотека, клуб и т.д.)

В разные исторические периоды СКД называлась: -внешкольное образование (до 1920г.) -политико-просветительская работа (с 1920 по 1970г.) -культурно-просветительская работа (с 1270по 1990 .) -культурно-досуговая работа (до середины 90-х годов) -СКД (с сер.90-х годов)

До 90-х годов ХХ века культурно-досуговая работа была политизирована и тесно связана с идеологией КПСС. После путча деятельность КД учреждений была деполитизирована, деидеологизирована, т.е. стала свободной от партийного воздействия и наполнилась новым содержанием, отсюда и новое название – СКД.

Важно: СКД нельзя ограничивать рамками свободного времени. Обоснование культурной политики и разработка культурных программ – это, безусловно, компонент СКД, однако это никак не относится к категории досуга (Ариарский, с. 74).

Тогда как, КДД (культурно-досуговая деятельность) – область соц.-культ. активности, проявляемой в сфере свободного времени.

КПР (культурно-просветительская работа) – система проф. и общественной деят-ти, направленной на вовлечение разных групп населения в процесс непрерывного просвещения, любительского творчества, зрелища, развлечения и другие формы досуга.

P.S. (Соц. деятельность – процесс реализации соц. активности, поскольку сущность человека значительно богаче, разнообразнее, чем только система его деятельности.

Соц.-культурная активность – интегральное качество личности, отражающее ее жизненную позицию и находящее свое выражение в нравственно мотивированном стремлении и готовности участвовать и проявлять инициативу в деятельности, связанной с созданием, освоением, сохранением и дальн. развитием ценностей К.)

 

6 курс! |


Записей на стене: 0

Чтобы быть в курсе разговора: подпишитесь на RSS-ленту комментариев по этой теме!



наведите сюда, чтобы посмотреть html теги

или, кто в курсе, можете ответить на этот пост через трэкбэк:)