Социально-психологические типы самодеятельных обществ

Творчество – преобразовательная деятельность, разрушающая старое во имя нового и создающая на основе старого общественно ценное новое. Новизна, оригинальность, общественная значимость творчества – и процесс, и результат. Творческая деятельность – только процесс.

Научная систематизация СКД опирается на многокритериальный подход, потому, что являет собой сложное культурное явление.

В сфере социально-культурного творчества выделяют:

  • Социальная сфера. На основании критерия ведущего интереса в ней существуют политические, экономические, экологические, педагогические, психологические, этнические объединения (все, что связано с взаимодействием людей).
  • Сфера художественного творчества:

а) художественная самодеятельность в области производства художественной культуры. Подразделяется на организованную (хоры, ансамбли, творческие коллективы, самодеятельные театры и т.п.) и неорганизованную (любители пения, рисования и т.п.)

б) самодеятельность в области потребления художественной культуры. Также подразделяется на организованную (художественно-критическую – клубы, худ.критики; художественно-исследовательскую) и неорганизованную (зрители, слушатели).

Самодеятельность – активность личности, направленная на самосовершенствование, самореализацию своих творческих потенций, добровольная, формально нерегламентированная непрофессиональная деятельность по удовлетворению своих интересов и потребностей.

Одним из видов самодеятельности является художественная самодеятельность - форма реализации творческих потенция социальной общности или отдельной личности в условиях досуга посредством инициативной и свободной любительской практики в сфере искусства, осуществляемой как осознанное или неосознанное отражение эстетических потребностей и художественных способностей.

Самодеятельность подразделяется и по жанровой структуре:

  • Самодеятельность, ориентированная на виды и жанры искусства (музыка, танец, живопись, театр).
  • Самодеятельность, ориентированная на фольклор и прикладные виды творчества.
  • Самодеятельность, которая не имеет аналогов ни в фольклоре, ни в профессиональном искусстве (дискофиерия, «Сам себе режиссер»).

Распределяют самодеятельность и по критерию единства характера творчества: авторскую и исполнительскую.

  • естественно-научного, естественно-технического творчества, творчества в сфере современных технологий

Дифференциация осуществляется на основании критерия ведущего интереса деятельности (по предметной сфере – авиа, компьютерное творчество и т.д.)

Существуют разновидности, которые трудно отнести к одной из сфер (прикладное творчество – создание предметов художественного творчества, но в то же вр. и технич. тв-во – ложки, матрешки. Дизайн – и технич. и художеств. сфера и т.д.)

Социально-психологические типы самод.обществ:

  1. 1. Клуб. Возникает естест. путем (не клуб как учреждение). Признаки клуба как соц.-псих. общности:

- отсутствие инструментальных целей, приоритет мотивов к отдыху, развлечению;

- отсутствие строгой иерархической структуры, свобода от отношений «руков-ва – подчинения»;

- примерно один социальный и интеллектуальный статус уч-ков (социогенная природа клубного общения – равенство);

- уединенное от посторонних место сбора, клуб – закрытая общность;

- отрицат. отношение к чужим, нет борьбы с ними, клуб не агрессивен.

2. Коалиция. Эта разновидность досуговых общностей имеет четко обозначенные цели; формально, а иногда документально закрепленные связи между участниками; ярко выраженные инструментальные (предметные) отношения (напр., клуб горнолыжников – по соц.-псих. природе это коалиция).

3. Клуб – коалиция (промежуточный, нестойкий вариант). Отличие от клуба: открытость; стремление сформировать цели, программу действий. Доминирует мотивация развлечения, приоритет связей по горизонтали.

4. Клика– группа с общими интересами, но связи базируются на личной зависимости, занимающих в иерархии более низкие ступени. Состав подбирается не по личным качествам, а по критерию личной преданности (напр., различные политизированные объединения).

5. Секта – единство ценностей; психологич. зависимость от лидера; экспансия в плане завоевания пространства к лидеру (энергетика идет внутрь). М. быть и худож.-творч. Объединения, психол. Клубы.

6. Банда – м.б. и в политике, и в эк., и в соц. сфере (расширительное толкование). Признаки:

- приоритет связей по вертикали, обладающих большой степенью жесткости;

- отношения замыкаются на лидере (он персонифицирован всегда);

- трехступенчатая иерархич. структура банды: лидер и его ближ. окруж. = участники = молодежь (в открытых условиях; это опред. резерв);

- сплоченность (блокирует нерешительность, неопределенность); – агрессия к чужим;

- завоевание и охрана территории.

7. Коллектив. Теория коллектива была основополагающей в отеч. педагогике (Макаренко, Сухомлинский). Критика теории К. – Азаров. Макаренко: банде м. противостоять только К. Два аспекта коллектива:

- это формализованная, жесткая система; – эта система отвечает интересам тех, кто внутри нее.

Признаки коллектива:

= социальная и личностная значимость цели (д.б. баланс);

= ценностно-ориентационное единство по отношению к базовой системе ценностей (отличие от секты – все д. думать одинаково); = психол. совместимость (общность взглядов, доверие, загруженность коллективной деят.); = самоорганизованность группы – развитая формальная структура; = развитая система внешних связей.

 

6 курс! |


Записей на стене: 0

Чтобы быть в курсе разговора: подпишитесь на RSS-ленту комментариев по этой теме!



наведите сюда, чтобы посмотреть html теги

или, кто в курсе, можете ответить на этот пост через трэкбэк:)