Методологические характеристики исследований социально-культурной деятельности.

Методология, как учение об организации деятельности – это часть гносеологии (теории познания), изучающая процесс научной деятельности. Методология – это учение о методах, структуре логических организации, методах и средствах деятельности; система принципов и способ организации и построения теоретической и практической деятельности.

Наука определяется как сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о деятельности.

Можно выделить два уровня методологии:

1) конкретнонаучный уровень – это система методов, принципов исследования и исследовательских процедур, специфичных для исследований СКД. Это м.б., например, аксиологический подход (присвоение чел. системы ценностей); личностный подход (все внешние влияния всегда действуют на чел. опосредованно, преломляясь через его личный опыт). Однако существует необходимость выявить общие основания этих подходов, целостный подход предполагает принцип дополнительности, согласно которому различные взгляды не опровергают друг друга, а раскрывают разные грани целого;

Совокупный опыт СКД, методологическое и теоретическое осмысление этого феномена духовной жизни Об. дают достаточные основания утверждать, что здесь обнаружены закономерности как система объективно существующих, внутренне обусловленных, непреложно проявляющихся устойчивых целевых установок, связей и отношений, складывающихся в условиях взаимодействия людей в процессе С., С., Р ценностей К. К ним относятся:

= гуманистическая направленность;

= креативно-инициативные начала;

= удовлетворение и последовательное возвышение духовных интересов и потребностей людей.

Методология СКД строится на восприятии чел. как высшей ценности общества. Все для чел. и во имя чел. – для СКД не политич. лозунг, а ее сущность, кредо, и в этом проявляется ее гуманистический потенциал (гуманистический подход).

Системный подход – требует рассматривать все явления и процессы не изолировано, а в их взаимосвязи, в развитии и движении (такие категории как связь, система, взаимодействие). Особый интерес для исследования имеют функциональные связи, при которых изменения одного объекта сопровождается изменениями другого; структурные связи (относительно устойчивые), характеризующие взаимодействие элементов системы как единого целого; причинно-следственные связи, в которых один из них обязательно является ведущим.

Системный подход ориентирует исследователя СКД на то, чтобы рассматривать любой объект в трех аспектах: как явление, как процесс и как деятельность.

= Исследование объекта как явления позволяет определить функции системы, выявить составляющие ее элементы, проследить связь м\д ними и со средой.

= Изучение объекта как процесса позволяет выявить стадии, которые проходит система в своем развитии, описать качественное своеобразие каждой стадии.

= Результатом исследования объекта как деятельности является модель работы с исследуемым феноменом.

С системным подходом тесно связаны структурный и функциональный подходы. При структурномподходе акцент делается на выявлении и описании строения системы и составляющих ее элементов, а также связей м\д ними. Функциональный подход направлен на выявление функций («задач») каждого элемента системы и системы в целом.

Деятельностный подход: в современном понимании деятельность- это специфически человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение в интересах людей; динамическая система взаимодействия субъекта с миром. Исследование с т. зр. деятельностного подхода предполагает в самом общем виде изучение таких составляющих деятельности как цель, средства, процесс и результат. Деятельностный подход имеет своим основным постулатом утверждение о том, что личность и индивидуальность чел. формируются и проявляются в деятельности (основные компоненты деят-ти: потребности, мотивы, цели, операции, способы контроля и анализа достигаемых результатов). Деятельностный подход наиболее эффективен в тех случаях, кд исследование носит практико-ориентированный характер.

2) технологический уровень – это уровень методов и техники исследования (см. вопрос 12.2). Он включает набор процедур, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала и его первичную обработку, после которой он может включаться в массив научного знания.

Должен соблюдаться принцип непротиворечивости обоих уровней методологии.

6 курс! |


Записей на стене: 0

Чтобы быть в курсе разговора: подпишитесь на RSS-ленту комментариев по этой теме!



наведите сюда, чтобы посмотреть html теги

или, кто в курсе, можете ответить на этот пост через трэкбэк:)