Сценарий – это литературная основа досугового мероприятия, художественная программа педагогического воздействия, решающая конкретные практические задачи.
К сценарию нельзя подходить только с позиции литературы и искусства, т.к. его фундаментальной основой является реальное событие, и он организует реальнее действия масс.
Сценарий досугового мероприятия имеет 2 аспекта: художественный и психологический, которые программируются не только выстраиваемый материал по законам драматургии, но и воздействие на участников, их предполагаемую реакцию и поведение.
Анализ опыта позволяет выделить основные отличительные особенности сценарно-досугового мероприятия.
Документальный характер:
- В реальности основного героя (настоящие люди)
- В реальности основного места действия
- В реальности основного фактического материала
- В реальности коллективного действия аудитории (подписи, подарки, неповторимая реакция, эмоциональное воздействие)
В сценарии идет соединение 2 линий: эмоционально-образной и информационно-логической (факты жизни + факты искусства)
Факты жизни – это реальные факты и события, происходящие в жизни, не относящиеся к сфере искусства, зафиксированы в документах, фотографиях, письмах, статистике, архивной кинохроники
Факты искусства – это все жанровое разнообразие произведения искусства, а также их фрагменты (музыкальные отрывки из фильма).
Работа над сценарием начинается с определения темы, идеи, цели.
Тема – область общественной жизни, круг интересов современной или исторической информации, на которые направлена авторская мысль (о чем?).
Идея – основная мысль, умозаключение главный вывод содержания замысла сценария (что я хочу сказать?).
Цель – носит педагогический характер, побудить зрителя к совершению какого-либо действия (пробудить гуманизм у современного человека).
Разрабатывается сюжет на основе конфликта. (Сюжет – представляет собой главное содержание произведения, которое анализируется через действия и взаимоотношения персонажей).
Конфликт в сценарно-досуговом мероприятии решается на уровне борьбы идей, столкновении идеологии, образов жизни, преодоление препятствий, борьбы с природой.
Составляющими конфликта являются:
Конфликтная ситуация – наметилась основная расстановка сил, основное противоречие.
Коллизия – это не получившее достаточно полного разрешения противоречие, которое явилось следствием конкретной ситуации
Препятствия – неожиданный перелом в ходе событий
Контраст – составление противоположных явлений
Интрига – сложное противоречиво-развивающееся сочетание событий.
Каждый сценарий должен иметь композиционное решение: экспозиция, завязка, кульминация, эпилог. Это развитие связано с развитием действия.
Помочь в развитии действия должен сценарный ход, цементирующий действие в его логическом развитии. Сценарно-режиссерский ход должен быть придуман или найден на этапе рождения замысла.
Сценарный ход – это условный прием, который дает обоснованную возможность изложить аудитории основные события сюжета (это метод ведения рассказа). Наиболее типичные часто используемые сценарные ходы:
1. Хроникально-исторический (хроника событий)
2.Персонифицированный – отвлеченное понятие предстоит в человеческом образе. Персонифицированным могут быть: песня, музыкальное произведение, звук (звук струны, стук сердца и т.п.)
3. Использование таких форм как диспут, собрание, суд
4. Могут быть использованы жанры публицистики
5. Через построение игрового действия
6. Через событийный ряд сюжетной линии
7. Через столкновение положительного и отрицательного материалов или персонажей (знайка и незнайка)
8. Через трансформацию деталей
Связать материал в сценарии помогает монтаж (сборка, соединение).
Монтаж (от фр. – сборка, соединение) соединение различных элементов выразительных средств, в такой последовательности, которая: а) усиливает; б) передает новое умозаключение или эмоцию.
Монтаж как метод родился в кинематографе: соединяясь между собой, кадры рождают как бы некоторую новую мысль. (В Голливуде Гриффит отстоял монтаж как метод). Отсюда осн. прав. монтажа: «Соединяясь м/у собой кадры рождают как бы некото-ю нов. мысль. Мысль эта м.б. даже не была снята в
кадрах, эту мысль породило монтажное сопоставление».
Монтаж существует во всех видах искусства (в живописи – Пикассо, авангардисты, поп-арт, кубисты, в музыке – Вагнер (кольцо Нибелунгов (монтаж мышления)), в литературе Толстой «Война и мир», Пушкин «Медный всадник»).
Монтаж подразделяют на следующие виды:
- Параллельный (когда 2 ряда действия происходят в разное время и в разным местах) (Монтаж по Ромму: А + Б = С)
- Последовательный – одно средство выразительности следует за другим, сохраняя единство времени, места и действия.
- Звуко-зрительный монтаж – монтаж элементов звукоряда с элементами видеоряда, как правило, монтируются по принципу контраста, неся особый заряд некоторой иронии. Ирония возникает на контрасте и может быть сильным средством воздействия.
- Монтаж по Эйзенштейну. («Броненосец Потемкин») – монтаж столкновений.
Чередование фактов, событий, явлений и их сопоставление неизбежно требует монтажной организации материала. Такая организация как художественный методы, во-первых, выражает мысль сценариста, его идею, его видение мира, а во-вторых, требует художественной подготовки специалиста.
В сценарии факты жизни и факты искусства должны быть выстроены в такой ряд, в котором возникли бы между ними определенные взаимоотношения.
Записей на стене: 0
Чтобы быть в курсе разговора: подпишитесь на RSS-ленту комментариев по этой теме!